Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка (англ. Common European Framework of Reference, CEFR) — система уровней владения иностранным языком, используемая в Европе. Соответствующие нормативы были выработаны Советом Европы как основная часть проекта «Изучение языков для европейского гражданства» (англ. Language Learning for European Citizenship) между 1989 и 1996 годами. Главная цель системы CEFR — предоставить метод оценки и обучения, применимый для всех европейских языков. В ноябре 2001 года резолюция Совета Европейского союза рекомендовала использование CEFR для создания национальных систем оценки языковой компетенции.
Уровни
В системе CEFR знания и умения учащихся подразделяются на три крупных категории, которые далее делятся на шесть уровней:
- A Элементарное владение
- A1 Beginner (Уровень выживания)
- A2 Elementary (Предпороговый уровень)
- B Самодостаточное владение
- B1 Intermediate (Пороговый уровень)
- B2 Upper intermediate (Пороговый продвинутый уровень)
- C Свободное владение
- C1 Advanced (Уровень профессионального владения)
- C2 Proficiency (Уровень владения в совершенстве)
Знания и умения, которые должен иметь учащийся в чтении, восприятии на слух, устной и письменной речи:
Уровень |
Описание |
|
|
---|---|---|---|
A1 | Понимаю и могу употребить в речи знакомые фразы и выражения, необходимые для выполнения конкретных задач. Могу представиться и представить других, задавать вопросы и отвечать на вопросы о месте жительства, знакомых, имуществе. Могу участвовать в несложном разговоре, если собеседник говорит медленно и отчетливо и готов оказать помощь. | ||
A2 | Понимаю отдельные предложения и часто встречающиеся выражения, связанные с основными сферами жизни (например, основные сведения о себе и членах своей семьи, покупках, устройстве на работу и т. п.). Могу выполнить задачи, связанные с простым обменом информацией на знакомые или бытовые темы. В простых выражениях могу рассказать о себе, своих родных и близких, описать основные аспекты повседневной жизни. | ||
B1 | Понимаю основные идеи чётких сообщений, сделанных на литературном языке на разные темы, типично возникающие на работе, учёбе, досуге и т. д. Умею общаться в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть во время пребывания в стране изучаемого языка. Могу составить связное сообщение на известные или особо интересующие меня темы. Могу описать впечатления, события, надежды, стремления, изложить и обосновать своё мнение и планы. | ||
B2 | Понимаю общее содержание сложных текстов на абстрактные и конкретные темы, в том числе узкоспециальные тексты. Говорю достаточно быстро и спонтанно, чтобы постоянно общаться с носителями языка без особых затруднений для любой из сторон. Я умею делать чёткие, подробные сообщения на различные темы и изложить свой взгляд на основную проблему, показать преимущество и недостатки разных мнений. | ||
C1 | Понимаю объемные сложные тексты на различную тематику, распознаю скрытое значение. Говорю спонтанно в быстром темпе, не испытывая затруднений с подбором слов и выражений. Гибко и эффективно использую язык для общения в научной и профессиональной деятельности. Могу создать точное, детальное, хорошо выстроенное сообщение на сложные темы, демонстрируя владение моделями организации текста, средствами связи и объединением его элементов. | ||
C2 | Понимаю практически любое устное или письменное сообщение, могу составить связный текст, опираясь на несколько устных и письменных источников. Говорю спонтанно с высоким темпом и высокой степенью точности, подчёркивая оттенки значений даже в самых сложных случаях. |
Количество часов, требуемых для перехода с одного уровня на другой*:
Уровень |
Кол-во часов с наставником** |
То же с нарастающим итогом ** |
Кол-во недель *** |
A1 |
90 - 140 |
90 -140 |
23 - 25 |
A2 |
110 - 170 |
200 - 310 |
25 - 38 |
B1 |
160 - 260 |
360 - 570 |
40 - 60 |
B2 |
190 - 300 |
550 - 870 |
45 - 65 |
C1 |
220 - 340 |
770 - 1210 |
50 - 75 |
C2 |
300 - 450 |
1070 - 1660 |
75 - 100 |
* Взрослый студент с высокой мотивацией, доступом к высококачественным учебным материалам, и квалифицированным преподавателем-наставником.
** индивидуальные занятия (быстрее) - группа (дольше), указаны через тире
***(учитывая 2 часа работы в классе и 2 часа домашней работы каждую неделю)
Примерный словарный запас, требуемый для перехода с одного уровня на другой, а также примерное рекомендуемое соотношение занятий в классе / домашней работы / языковой практики*:
Уровень |
Словарный запас |
% словарного запаса к уровню С2 |
% соотношение часов* |
A1 |
1000 |
12% |
60% / 25% / 15% |
A2 |
1300-1600 |
24% |
50% / 30% / 20% |
B1 |
1800 - 2200 |
48% |
40% / 30% / 30% |
B2 |
2500 - 3300 |
72% |
35% / 30% / 35% |
C1 |
4000 - 5000 |
89% |
30% / 30% / 40% |
C2 |
6000 + |
100% |
20% / 20% / 60% |
* |
(занятия/домашняя работа/языковая практика) |
---|
Примерный расчет времени, требуемый для перехода с одного уровня на другой, при интенсивных занятиях:
Уровень |
1 занятие в неделю |
2 занятия в неделю |
10 занятий в неделю |
20 занятий в неделю |
A1 |
1 год |
6 мес. |
2-3 мес. |
1 мес. |
A2 |
2 года |
1 год |
4-6 мес. |
2-3 мес. |
B1 |
3 года |
1.5 года |
6-9 мес. |
4-6 мес. |
B2 |
|
|
|
|
С1 |
|
|
|
|
С2 |
|
|
|
|
Знания и умения, которые должен иметь учащийся в чтении, восприятии на слух, устной и письменной речи:
Уровень | Чтение | Письмо | Разговорная речь | Восприятие на слух |
A1 |
Может понять короткие, простые тексты, разбитые на отдельные фразы, понимая знакомые имена, слова и базовые фразы | Может спросить или выразить детали о себе в письменной форме | Может общаться в простой форме, но общение полностью зависит от повторения в низком темпе речи | Может понимать медленную речь, слова в которой тщательно произносятся с длинными паузами, чтобы осознать значение фразы |
A2 |
Может понять короткие, простые тексты содержащие самые распространенные слова | Может писать простые тексты состоящие из языковых штампов, относящиеся к окружающей обстановке | Может общаться на обычные и простые темы, однако требуется простой и чёткий обмен информацией | Может понять речь, которая отчетливо и медленно произносится |
B1 |
Может понять простые недвусмысленные тексты относящиеся к знакомым темам | Может выразить свое личное отношение в текстах с необходимостью задать вопросы или передать простую информацию о повседневной жизни | Может использовать широкий спектр простого языка чтобы справиться с большинством ситуаций | Может понять основной смысл отчетливой стандартной речи на знакомые темы, которые регулярно встречаются на работе, в школе, на отдыхе |
B2 |
Имеет широкий словарный запас для чтения, но может испытывать сложности с редко встречающимися образными выражениями, имеющими скрытый подтекст | Успешно может выразить новости и свое мнение | Может разговаривать с определенной степенью беглости без предварительной подготовки в обычном общении | Устойчивые словосочетания с фигуральным значением, которые не воспринимаются буквально, влияют на способность понимать речь |
С1 |
Может детально понять длинные сложные тексты, при условии возможности заново перечитать сложные участки текста | Ясно и чётко может выражать свои мысли | Может высказываться на любые темы бегло и без предварительной подготовки | Может понять достаточно сложные темы, хотя возможно требуется уточнить детали |
С2 |
Может понять широкий спектр длинных и сложных текстов | Может писать чёткие, сложные тексты с логической структурой | Отлично владеет образными выражениямии и словосочетаниями с фигуральным значением | Не имеет сложности в понимании любого типа беглой разговорной речи, со скоростью носителя языка |