Разумные цены Опытные преподаватели Быстрый прогресс студентов Занятия в группах и индивидуально
ГИБКАЯ СИСТЕМА СКИДОК! Вернем деньги при отсутствии результата

Существующие способы изучить язык

 

язык состоит из слов

Что это же это такое, владение иностранным языком?

Любой язык состоит из слов, которые мы произносим одно за другим, чтобы выразить свою мысль. И человек, который строит осмысленное предложение, делает это не хаотично, а в порядке, определяемом особенностями того или иного языка. То есть существуют разные правила построения предложений в разных языках. Визуально это можно представить как разные виды кладки кирпича.

tipy-i-vidy-kladki-kirpicha.jpg

Грамматика языка - это клей, раствор, который скрепляет слова между собой. И надо понимать, что грамматика разных языков очень сильно отличается! Там присутствуют другие принципы образования предложений. Например, существуют вспомогательные глаголы, которые не переводятся, модальные глаголы, сложные формы страдательного залога, герундия и инфинитива. Существуют артикли, которых не существует в русском языке. Например в английском языке, более сложная система времен, чем в русском, и для выражения этих времен, используются "многоуровневые" конструкции с использованием глаголов группы "to be", вспомогательных глаголов и окончаний  -ing, передающих длящееся продолжительное действие. Предлоги с русским языком совпадают приблизительно на 50 или менее процентов. Поэтому, невозможно говорить на иностранном языке, просто зная слова и используя такой же порядок следования слов как в родном языке.

как формируется речь?

 

В примере 1 мы видим, что в русском варианте отсутствует один из "кирпичиков" а именно глагол does, который в английском языке необходим, так как указывает на настоящее время.

В примере 2 мы видим, что в русском варианте отсутствует слово there, которое в английском языке является составной частью структуры there is/there are и обозначает несколько смыслов: "Здесь есть", "там есть", "существует" или "вот". В русском языке даже глагол "Есть"/"Существует" совсем не обязателен и мы вполне можем обойтись в предложении без глагола. Например мы можем сказать просто "На столе - 5 книг", а в английском языке это некорректно. Также обратите внимание, что отсутствует артикль the который в английском языке несет в себе очень важную функцию обозначать какой то конкретный, выбранный предмет, а не просто один из множества себе подобных.

В примере 3 мы видим, что отсутствует вспомогательная конструкция has been являющаяся составной частью одного из времен английского языка - Present Perfect Continuous, обозначающего событие, начавшееся в прошлом, продолжающееся/продолжавшееся до настоящего момента. И кстати это время может переводиться на русский язык либо как "Она читала с 5 часов" (возможно сейчас она устала и читать больше не будет), либо как "Она читает с 5 часов" (и будет читать дальше). Общий смысл и точный перевод будет ясен из контекста.

Для чего мы сейчас разобрали эти отличия? Для того чтобы подвести к главному выводу - грамматика является важным звеном в овладении иностранным языком. Любое отклонение, путаница или незнание особенностей, неизменно приведет к ошибкам в коммуникации с иностранным собеседником - плохое понимание друг друга из-за искаженного понимания смысла сказанных предложений. 

Cуществуют несколько способов изучения языка. Далее мы разберем 2 основных метода.

razgovor

Метод №1 - "Коммуникативный".

Что это означает? Познание языка по большей части производится через изучение фраз, слов, языковых штампов, и использование их в разных речевых ситуациях. Как правило, коммуникативный метод предполагает работу в группе, где студенты, выучившие несколько сотен слов, перебирая знакомые фразы и комбинируя их между собой, пытаются строить предложения. Кто в группе выучил больше фраз, и быстрее может соединять их между собой, кажется что лучше и говорит. Достаточно выучить простейшие конструкции "I am"- Я являюсь, "There is" - Здесь есть, "I like" - Мне нравится, "I have got" - У меня есть, "I can" - Я могу, умею, "I want" - Я хочу и еще несколько других самых распространенных то может сложиться ложное представление о быстром прогрессе в изучении языка и о достаточных навыках владения. Однако эти ложные представления моментально начнут рассеиваться, как только такой студент выйдет из рамок своей привычной группы простейшего общения и столкнется с более менее сложным связным текстом или живой речью, в которой есть незнакомые слова или конструкции.  

жонглеры3.png

 

Занятия при коммуникативной методике преподавания часто проходят на английском языке и никого не волнует, что студенты и половины фраз и предложений сказанных преподавателем просто не понимают! Считается что в этом нет ничего страшного, запомнят позже! Преподаватель предлагает различные задания студентам, игры, ответы на вопросы к тексту, викторины и тому подобное. Недостатком данного метода явлется то, что языковые школы обычно набирают большие группы, в которых знания студентов сильно варьируются и отличаются. Также сложно учитывать темперамент студентов, и более активные будут пытаться перебивать менее активных. Ну а самые тихони, будут все время молчать. Со стороны может показаться что прогресс есть, однако на самом деле это мнимо, поскольку диалоги и общение происходят небольшим количеством фраз. Настоящие трудности начнутся тогда, когда придется говорить либо с носителем языка, либо с человеком, у которого уровень языка значительно выше. И так как время было потрачено не на изучение грамматики, то возникнут трудности с пониманием речи. Также такие студенты говорят с большим количеством грамматических ошибок, потому что грамматике уделялось недостаточно времени.  

Посмотрите видео ниже чтобы проиллюстрировать эту мысль.

 

Как видно из этого видео, молодой человек использует для игры на гитаре всего лишь несколько аккордов. Достаточно ли этого для того, чтобы сказать что он играет на гитаре красиво, мелодично, точно или технично? Скорее нет, чем да. Если бы не девушки, которые исправляют ситуацию своими голосами и артистично разбавляя их жестами то, такая игра была бы совсем примитивной. Так и с языком. Можно выучить 100 простейших фраз, и этого будет едва ли достаточно, чтобы был возможен минимальный диалог на иностранном языке. Для полноценного общения этого мало, и дальнейшее запоминание фраз +200, +500, +1000 вряд ли поможет говорить без ошибок. 

Как научиться играть на гитаре за 5 минут? Просто выучите эти аккорды и смело берите в руки гитару. Вы сможете спеть и сыграть ЛЮБУЮ песню!

научись играть на гитаре за 5 минут

И смешно и грустно! Представьте себе такую ситуацию. Современные мамы, поддавшись на агрессивную рекламу, что надо начинать учить ребенка английскому чуть ли не с 3 лет и поприсутствовав на занятии проходящем по коммуникативной методике преподавания, преисполняется особой гордостью за своего маленького гения, который ведь с первых же уроков научился(ась) говорить на английском My name is...!!! А уж если гости или родственники попросят что нибудь сказать на английском такого ребенка, и в ответ слышат несколько фраз, то мама просто счастлива до небес! По поводу занятий совсем маленьких детей мы поговорим отдельно, и на сайте об этом информация тоже есть, но практика показывает, что в возрасте 3-5 лет дети могут усвоить лишь очень ограниченное количество информации: алфавит, несколько десятков слов и может фраз, цифры до 10, и основные цвета. И это итог нескольких лет работы с ними!  

dialog_na_angliiskom.PNG

 

Выводы: Данный метод, подходит для студентов, которые желают за короткий срок механически выучить несколько сотен самых распространенных слов и выражений, и комбинируя эти слова в речи, компенсируя недостаток этих слов жестами и интонацией, общаться на самые простые темы. Если Вас не смущает то, что Вы будете говорить с ошибками, и на что-то вроде "Моя → твоя → понимать", и у Вас недостаток времени и усидчивости и педантичная и методичная работа с книгами кажется слишком скучной.

king

Метод №2 -  "Грамматический" (от простого к сложному).

Более основательный, фундаментальный метод. Предполагает спокойную, методичную работу с книгами. Обучение изначально ориентировано на правильную, грамотную  речь и, как следует из названия, основано на изучении грамматики. Все начинается с простейших базовых грамматических построений,"кирпичиков языка", сначала строится фундамент, на котором будут впоследствии выстраиваться все остальные более сложные навыки. Нечто, сложное для понимания, невозможно понять, пока человек не овладеет более простыми вещами!

При работе таким методом обьясняются и подробно разбираются все правила, аспекты и нюансы языка, затем этот материал закрепляется в специально подобранных упражнениях, где отрабатывается пройденная тема, во всех тонкостях. Данный метод позволяет используя многократное повторение добиться того, что студент надежно запоминает, как делается утвердительное, отрицательное и вопросительное предложение в том или ином времени, причем глубоко понимая какие-то важнейшие вещи, такие как например, зачем нужен вспомогательный глагол и какова его позиция в предложении. Все навыки оттачиваются до автоматизма. 

Представьте, что Вам предстоит большое и объемное дело  - выучить язык до хорошего, рабочего уровня. Визуально это можно представить в виде постройки дома, который тоже имеет определенные этапы постройки, также как и в изучении языка. Сначала необходимо выстроить фундамент, затем возвести первый, второй этаж, крышу и лишь затем заниматься финишной отделкой. Крепкий фундамент - это основа всего строения, и он крайне важен. Очевидно что без грамматики невозможно правильно построить ни одного предложения и это надо изучать с самого начала, с основания. 

Из всех навыков конечно самым простым явлется Reading - навык чтения. Студент может спокойно читать и переводить готовые простые тексты со словарем, узнавая те слова и конструкции, которые он уже изучил (конечно речь не идет про неадаптированную художественную литературу, в которой часто авторы развлекают читателя сложнейшим словообразованием, плетут кружева из слов, используют редко используемые в разговорной речи прилагательные, чтобы было интереснее читать). Более сложные тексты будут постепенно становиться доступными для работы, по мере продвижения вверх с уровня на уровень. Здесь (ссылка), вы можете прочитать о том, НАСКОЛЬКО это важно учить грамматику+слова, для того чтобы у Вас были реальные, а не мнимые знания.

 

naviki_izuchenia_luchshe

Writing -  навык написания текста, описания каких то событий или окружающей обстановки уже гораздо более сложен, поскольку требует соблюдения правил языка, времен, артиклей, не только соблюдения последовательности слов, но и глубокого понимания их смысла. Авторский текст подразумевает полное создание текста с "0". Необходимо знание бОльшего количества слов - существительных, прилагательных, глаголов. Представьте себе, что вам надо самостоятельно нарисовать картину "с чистого листа", сравните с предыдущим навыком чтения уже готового текста - Reading (это можно визуализировать как "раскрась готовую картинку").  В школе маленьких первоклашек сначала чему учат? Правильно! Читать и писать! Поэтому, для того чтобы научиться говорить на английском грамотно этот этап ни в коем случае нельзя "проскочить". Именно на базовых, основных этапе Reading и Writing надо интенсивно изучать грамматику, поскольку следующие этапы Speaking и Listening предполагают лишь пользование языком, применение на практике того, что было запомнено и выучено. 

pisat_chitat

Speaking - навык разговорной речи, намного сложнее предыдущих навыков, поскольку подразумевают молниеносную реакцию говорящего, в ответ на заданный ему вопрос, и осмысленный развернутый ответ на него. Для этого слова иностранного языка, которые студент запомнил многократно повторяя и запоминая их, должны уже стать "родными" и студент должен выдавать ответ, не задумываясь ни на секунду. Это достигается только за достаточно большое количество часов проведенных за изучением языка. (Сравните с коммуникативным методом, где механически с первых занятий заучиваются штампы и фразы, часто без понимания грамматики). Полноценный диалог с собеседником, выходящий за рамки простых фраз: Меня зовут...Мне _ лет, Я живу...., Я Умею...., Я имею...., требует систематизированного профессионального подхода к обучению, и этого не достичь за короткий срок.

NAVIK_GOGORENIA

Listening - навык восприятия речи на слух, самый сложный из всех вышеперечисленных. Конечно речь идет о неадаптированной речи, например фильме на английском языке, выпуске новостей BBC, или видео на YouTube. Представьте поток речи, в котором никто не замедляет специально для Вас речь, не упрощает слова, заменяя при этом прилагательные более распространенными, использует все имеющиеся времена и конструкции. Весь этот непрерывный поток речи необходимо воспринимать и понимать сразу, без промежуточного перевода на русский язык 

навык_понимания _речи

 

 

 Посмотрите на видео ниже игру на гитаре настоящего виртуоза.

 

 

Сколько сотен и тысяч часов этот человек провел за инструментом? Как Вы думаете знаком ли гитарист с нотной грамотой или же он просто самоучка? Сидел, хаотично бренчал на гитаре и мелодия сама по себе начала складываться? Не исключаю и такой вариант. Например говорили, что Пол Маккартни из Битлз не знал нотной грамоты. Об этом можно почитать здесь.

Выводы: Данный метод, подходит для студентов, которые хотят достичь реальных, а не мнимых результатов. Для этого нужно запастись терпением и не ждать быстрого результата, так как предстоит колоссальный объем работы. Точно не подходит ленивым людям. Требует усидчивости, терпения, работы с книгой, подразумевает многократное повторение и систематизацию знаний. 

*Данная статья ни в коем случае, не подвергает критике коммуникативный метод обучения, не ставит собой целью обидеть огромное количество студентов, обучающихся именно по этой методике (впрочем, как и людей, играющих на гитаре душевные дворовые песни). Наверное, изучить язык можно вообще без грамматики, также как и научиться водить автомобиль, не зная устройства автомобиля, принцип работы его механизмов и правила дорожного движения. В конечном счете до цели "Знание языка" можно добраться разными способами и в мире не существет одного единственного, верного, правильного способа. 

aim

Однозначно одно: пробелы в грамматике неизбежно приводят к искажению понимания смысла из-за существенных отличий с родным языком. Грамматику нужно учить с самого начала обучения, и так как это огромный пласт информации который надо освоить, то засучите рукава и принимайтесь за дело!

Каким методом учить язык - решать Вам! 

reshaite_kak_uchit

 Post Scriptum.

По этой ссылке можно прочитать небольшую историю "от первого лица", от Преподавателя, использующего коммуникативный метод обучения.